Писать о Батале Джопуа
- задача не только благородная, но и на редкость трудная и ответственная,
так как он давно вышел в лидеры абхазских художников. Мало кто
удостаивался стольких восторженных откликов и оценок, кок он. Поистине
невозможно найти человека, равнодушного или же безучастного к творчеству
Б. Джопуа, что является свидетельством истинной оригинальности и
самобытности его таланта. Ботал Джопуа - это человек, тонко чувствующий
искусство, великолепно владеющий кистью. Непосредственность и чистота его
восприятия жизни - подлинный источник философского
восторга.
Мир Батала Джопуа - это мир, увлекающий нас в область
прекрасного. Мир яркий и неизменно праздничный. На щедрости его таланта,
на его празднично-торжественном ощущении жизни сказались те национальные
традиции, которые воспитали его как художника, органично воспринявшего
древнюю культуру своего народа. И в этой традиции - корни и истоки
творчество Б. Джопуа.
Сегодня художник предстает в новой ипостаси в
содружестве с талантливыми мастерами кузнечного дела Темуром Дзидзария и
Эпизбором Какава, продемонстрировавшими результат своего титанического
труда - уникальную коллекцию, воссоздавшую образцы древнего холодного
оружия, датируемые с IV веко до н. э. вплоть до XIII века.
- Культ кузни
бытовал в Абхазии с незапамятных времён. Кузня была почти в каждом доме,
это было священное место, где абхазы молились. Образ великого кузнеца
Айнара запечатлен в нартском эпосе. Кузница требовала особого отношения к
огню и друг к другу. В кузне нельзя было громко и много говорить,
суетиться, - говорит Темур Дзидзария, в роду которого семь поколений
известных кузнецов. - Отсюда и корни и истоки абхазского
этикета.
Сабля, кинжал издревле считались олицетворением мужества и
геройства абхаза.
Выставка показала колоссальный труд, проделанный
тандемом художника и кузнецов: они изучили исторические источники,
этнографию абхазов, неоднократно участвовали в археологических
экспедициях, брали пробы на анализ состава выплавки стали и железа,
постепенно овладевая секретом их изготовления, создали шедевры оружейного
искусства.
В создании оружия привлекают сочетание функциональности
и красоты исполнения, отход от внешних эффектов, тонкое чутьё грани, за
которой приторность или монументальная статичность. Оружие отличается
пластичностью, грацией линии, динамикой, изяществом формы, строгостью и
изысканностью вкуса.
Президент Абхазии В. Ардзинба, посетив выставку,
оставил запись в книге отзывов: "...я буквально восхищён и потрясён
творениями абхазских Айнаров". Они живы в Абхазии! Поздравляю выдающихся
соотечественников и преклоняюсь перед ними, я горжусь
ими!'.
Посещение выставки оружия невольно наводит на мысль,
что культура, искусство - духовное Отечество, создаваемое вековым опытом
народа, и наш священный долг - сохранить и приумножить эти замечательные
традиции.
Всё это даёт основание представить роботу древнего
абхазского оружия Б. Джопуа, Т. Дзидзария и Э. Какава на присуждена премии
им. Д. И. Гулиа.
Мери ХАШБА, доктор
исторических наук, ведущий учёный Абхазского Института Гуманитарных
Исследований