Гостеприимство (асасра, асасдкылара),
согласно вековым абхазским народным понятиям,– священный закон,
обязательный для всех. Человек может обладать всякими добродетелями, но
достаточно ему не быть хлебосольным и гостеприимным, чтобы оказаться
морально осужденным и в какой-то мере ущербным в своем обществе. В силу таких традиций абхазское
гостеприимство, как выразился известный грузинский историк прошлого
столетия Дм. Бакрадзе, носило еще в Х1Х в. «характер гостеприимства времен
Гомера». Г. Рыбинский сообщал в конце того же века, что на всякого гостя
абхаз «смотрит как на божью благодать, ставит на стол все свои достатки и
ухаживает за ним с известным церемониалом». При этом он говорит о «чисто
французской вежливости и предупредительности» абхазов. Следует отметить, что, согласно вековым
понятиям народа, гость не может, разумеется, предложить деньги или
какую-нибудь иную плату за прием или услуги. Это значило бы серьезно
обидеть хозяина. Можно в любое время остановиться у каждого, но лишь в
качестве гостя, и ему подадут все, что есть в доме, сделают все возможное,
чтобы он хорошо провел время и спокойно отдохнул, причем помощь соседей
сделает незаметным недостаток средств или отсутствие хозяина или хозяйки
дома, куда пришли гости. «Приветливость гостеприимство абхазцев вошло в
поговорку,– писал в 1944 году А. И. Мостков, проработавший много лет в
Абхазии сельским врачом,– и нередко переходит даже меру. Как бы вы ни
спешили, вас не отпустят без угощения, которое принимает иногда характер
целого пиршества с тостами, речами, и это, конечно, не только по отношению
к более или менее почетному гостю. Благодаря удивительному гостеприимству
абхазцев, даже бездомные босяки, странствовавшие по шоссе от Сухума в
Новороссийск и обратно, находили довольно радушный прием: абхазцы их
кормили и вдоволь им давали вина, не требуя от них за это работы». Гость может посетить любой дом по
приглашению или без него. Что касается первого случая, абхазы чтут обычай
приглашения гостей. Если мимо жилища абхаза следуют люди своей дорогой, то
он выходит к ним, приветствует их традиционным «Добро пожаловать!» (Бзиала
шваабеит!) и просит зайти к нему: «Заверните к нам – будем хозяевами!».
Эти же слова, которыми начинается сложный церемониал всякого
гостеприимства, произносит он не только вблизи дома, но и в любом месте
своего села, встретившись и приветствуя представителей другой общины. И вот так или иначе приехал гость, на
которого абхазы «смотрят как на божью благодать», считая его «приносящим
семь счастий», вообще самым дорогим существом. И стар, и млад, выходят
навстречу. Словами «Добрый день!» (Мшычбзиа!) Гость непременно первым
приветствует хозяев. «Добро тебе видеть! Добро пожаловать!» (Бзиа убеит!
Бзиала уаабеит») – столь же обязательно отвечает старший, а за ним и
другие старшие члены семьи. И это нечто большее, чем простая форма
вежливого обращения. Ибо достаточно кому- нибудь не приветствовать
положенным образом встречного, чтобы не на шутку его обидеть. Женщины,
обведя рукой вокруг головы гостя, как бы магически перенося на себя его
недуги, целуют его в плечо, слегка прикасаясь к нему. В этом случае и
мужчина, в свою очередь, также предельно легким прикосновением целует ее в
голову или в лоб. В прошлом абхазы, как и адыги, вообще не придерживались
таких широко распространенных в мире обычаев, как поцелуй, приветственное
обнажение головы и рукопожатие, которые только с не очень давнего времени
стали все больше входить в привычку.