dp-Абхазия!
РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ
Города:
  Гагра
  Пицунда
  Гудаута
  Новый Афон
  Гульрипш
  Сухум
  Очамчира
  Ткварчал
  Гал
Традиции, история и культура:
  Абхазская кухня
  Легенды Абхазии
  Духовное наследие
  Основы этикета
  Абхазский язык
  Абхазские тамги
  Оружейное исскуство
  Абхазское долголетие
  Музыка Абхазии
Туризм:
  Абхазская граница
  Связь в Абхазии
  Военно-Сухумская дорога   Погода в Абхазии
  Отдых в Абхазии
  Курорты Абхазии
  Экскурсии по Абхазии
  Озеро Рица
  Н.А. Монастырь
  Н.А. Пещера
  Минеральные воды
  Горы Абхазии
  Фотоальбом
Статьи:
  "Абхазия в душе"
Абхазские шрифты:
  Arial (40,3 kb)
  Times (55,4 kb)
  Abzia (43 kb)
  Amra (31 kb)


Совсем не мое:
  

ИСТОРИЯ АБХАЗИИ


Репрессии против повстанцев и массовое махаджирство

    Известный историк-исследователь возмущения 1866 г. Г. А. Дзидзария отмечал: "Восстание в Абхазии смыкалось с той освободительной борьбой, которую вел в то время с царизмом и помещиками русский народ в союзе с другими народами Российской империи. К отрицательным последствиям относится в первую очередь переселение части абхазского населения в Турцию в 1867 году". Однако те участники восстания, которые не стали махаджирами, подверглись жестоким репрессиям. Произошло поголовное разоружение, вплоть до кинжалов.Газета "Кавказ" в корреспонденции "Апреля 5-го дня 1867 года, в г. Тифлисе" сообщала о приговоре военно-полевого суда: подсудимых Ханашва Калги, Какучал-ипа и Кизилбека Маргания - "казнить смертию, расстрелять".

   По мере нарастания освободительного движения усиливалась карательная политика царизма. Первостепенное значение в ней приобретала каторга и ссылка. Каторга убивала физически и калечила нравственно, но одновременно воспитывала, организовывала еще более сильных политических борцов. Здесь сталкивались люди различных убеждений, направлений, народностей - это была Россия в миниатюре. "И какого народу тут не было! - писал Ф. М. Достоевский.- Я думаю, каждая губерния, каждая полоса России имела тут своих представителей. Были и инородцы, было несколько ссыльных даже из кавказских горцев".

   В XIX в. политические ссыльные с Кавказа составляли значительный процент и уступали по численности лишь польским повстанцам. Наиболее многочисленными группами среди кавказских ссыльных были представители Дагестана, Чечни, Абхазии и Черкесии.

   Только в результате восстания 1866 г. тридцать абхазских повстанцев были сосланы в Сибирь. К сожалению, пока не все их имена известны. Одними из первых за участие в этих событиях были высланы псхувский князь Заусхан Джелакан-ипа Маршания и дальские вольные жители Талах и Эсхак Квадзба, оказавшие "вооруженное сопротивление при поимке их". Все они были высланы и шли через Тамбов в Западную Сибирь.

   Абхазские политические ссыльные шли этапным порядком через Новороссийск, Ставрополь, Харьков, Курск, Орел, а из Центральной России отправлялись на Север - в Вологодскую и Архангельскую губернии, либо через Тамбов, Саратов шли в Сибирь, сначала в Тобольск, потом по р. Иртыш в Омск и далее на Восток.

   Так, в Орловском архиве сохранился документ под названием: "Список абхазцам Сухумского округа, сосланным административным порядком в Европейскую Россию за происходившее в Абхазии в 1866 году возмущение". В этом циркуляре департамента полиции названы семь человек: Шмаф Маргания, Тыгу Эмухвари, Тапагу Чезбукипа, Зафас Чанба - все четверо из села Джирхва, а также Заурбек Дзяпш-ипа из Эшеры, Смел Лакербай из Дурипша и Тапагу Миканба из Анухвы.

   Пока удалось отыскать сибирский след лишь двоих из этого списка. Смел Лакербай и Тыга Эмухвари были высланы через Ставрополь и Тамбов в Западную Сибирь. Документы о них обнаружены в Омском и Тобольском архивах. Так, в одном из донесений 1873 г. о Т. Эмухвари приведены такие сведения: "Житель Сухумского отдела.

   Министр Внутренних Дел просил отправить в Тобольск в распоряжение генерал-губернатора Западной Сибири для водворения в этом районе навсегда под надзор полиции".

   В приписке Приказа о ссыльных по поводу Эмухвари отмечается: "Выслан за принятие участия в нападении на казаков и на дом села Лыхны, нападение на Сухум и предводительство Эмхаской партией". О Смеле Лакербай сказано: "Выслан за подговор народа не сообщать сведений по крестьянскому вопросу и вообще в действиях клонящихся к неповиновению властям, и равно нападению на Сухум".

   Вечную ссылку они отбывали в Бергамакской волости Тарского округа Тобольской губернии.

   В январе 1867 г. в пересыльной тюрьме в Ставрополе находились "13 человек арестованных абхазцев". В сопроводительном списке повстанцев говорится о "строгом содержании их". Под номерами "5", "8" и "12" в документе названы Шпагу Дзаган-ипа, Кайнагу Мачич-ипа (Кобахия) и Маф Амс-ипа, давшие выстрелами сигнал к нападению на Коньяра и казаков. Призывали к восстанию и упомянутые под номерами "6" и "7" вольный житель Кобзач Цахтыр-ипа и крестьянин Гыд Дбар. В Ставропольский замок были заключены и другие видные повстанцы Бзыбской Абхазии - Мамсыр и Маджиджи Отырба, Гатей Ладария, Тыг Маргания, Мурзакан Лакербай и др.

   В ноябре 1866 г. сюда, в Ставропольскую тюрьму, прибыли одни из самых дерзких участников Абхазского восстания цебельдинский князь штаб-ротмистр Ширинбей Маршания и 100-летний повстанец Кягуа Куджба. Это был тот самый прапорщик К. Куджба, который в 1849 г. сопровождал владетельного князя Михаила Шервашидзе в петербургской поездке к Николаю I. Тогда их осыпали милостями и почестями. Теперь же он содержался в замке, а семья его жила под надзором полиции в городе Ставрополе. По просьбе старца к нему поочередно "заарестовывали" четырех Сыновей, которые помогали своему отцу переносить тяготы тюремной жизни. В не менее трагическом положении оказалась и его семья. В одном из документов за апрель 1867 г. говорится: "Из находящихся под надзором полиции в особом доме, семейство абхазца Куч Кяго Кучбаева старший сын его Хасан явясь сейчас в Губернское Правление объявил, что квартира, в которой помещается их семейство из 8 душ состоящее, так сыра и для жилья неудобна, что все женщины и дети переболели и один маленький Кваджа, сего числа умер. Поэтому просит оказать пособие как в погребении умершего, так и равно и в перемене квартиры, которую все они желают иметь поближе к Тюремному Замку, где содержится глава их семейства прапорщик Кяго".

   Во время заточения в замке Кягуа Куджба стало известно о переселении абхазов в Турцию. Махаджирская волна 1867 г. потрясла старца. Он спрашивал у тюремного начальства: "Справедлив ли слух дошедший до него относительно переселения Абхазского племени в Турцию и если справедлив, то когда это переселение должно быть приведено в исполнение... "

   Принимая во внимание столетний возраст узника, смерть одного из его сыновей и болезнь членов семьи, наместник Кавказский Михаил Николаевич в августе 1867 г. разрешил К. Куджба вместе с "семейством возвратиться на родину в Абхазию".

   За причастность к событиям июля-августа 1866 г. под надзор полиции в Орловскую губернию были высланы Сейдык Адлейба, жители Пицундского округа У рус Трапш и Даут Камлия и др. В 60- 70-х гг. XIX в. в Орле оказалась целая группа абхазских политических ссыльных. Один из них - Камшиш Капба. Арестован он был в селе Куланурхва в 15 лет, в 1867 году, за "сокрытие у себя огнестрельного оружия, в противность распоряжениям начальства". В ссылке пробыл четырнадцать лет, жил под надзором полиции в Орле, Волхове, Ельце. Здесь же он выучился русской грамоте, крестился и принял православное имя Евдоким Михайлович Капбов. В 1880 г. ему разрешили возвратиться в Абхазию.

   Ссыльные абхазы - это своего рода "внутренние", российские махаджиры. Правда, их было гораздо меньше. Но если известные нам махаджиры выселялись из Абхазии в Турцию и уезжали за несколько сот километров, то, например, участников абхазских восстаний царские власти высылали в крайне неблагоприятные климатические районы за тысячи километров от дома.

   Как уже говорилось, самое трагическое последствие Абхазского восстания 1866 г.- вынужденное переселение абхазов в Турцию. С апреля по июнь 1867 года махаджирами стали почти 20 тыс. человек. Абхазское население полностью покинуло Дальское ущелье и Цебельду. Царизму нужна была Абхазия без абхазов-бунтовщиков, а Турция - воинственный народ. Толчком к этой волне махаджирства послужило и решение "О выселении из Абхазии до 1000 семейств абхазцев во внутрь России", принятое в сентябре 1866 г. Кавказским наместником и военным министром. Народ, спровоцированный этой предстоящей насильственной мерой, предпочел выселение в Турцию. В ноябре 1866 г. министерство внутренних дел сообщало, что размещение абхазов в степях Новороссийской губернии приостановлено и "в нынешнем году произведено не будет". Отпала такая необходимость и в будущем - тысячи абхазов выселялись в страну полумесяца.


по материалам сайта www.adygi.ru



Абхазия, Абхазская кухня, Гербы и флаги Абхазии, геральдика, Abhazia, Abhasia, Abkhazia, Abkhasia, abkhazia, abkhasia, abhazia, abhasia, Apsny, apsny, New-Afon, Gagra, Sukhum, Suhum, Sukhumi, Suhumi, Sochi, Adler, Black Sea, Абхазия, абхазия, абхазская кухня, кухни, Абхазская кухня, кавказская кухня, абхазские рецепты, рецепты, этикет, Гагра, Сухум, сухум, Сухуми, Пицунда, монастырь, озеро, Рица, Авадхара, Ауадхара, Новый-Афон, пещеры, Кавказ, Черное, Море, черное море, отдых, отпуск, отдых в Абхазии, КПП, Псоу, Бзыбь, Санатории, Самшитовая Роща, Сочи, Адлер
Сайт создан в системе uCoz