ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБИТЕЛИ
Хозяйственная деятельность монастыря, весьма разносторонняя, была направлена только на удовлетворение самых насущных потребностей строящейся обители. Монастырь не мог придать особенно широких размеров своему хозяйству и из-за недостатка материальных средств, и, главным образом, из-за того, что преобладание экономической деятельности не составляло глав-
ной его задачи и даже могло бы вредно отразиться на
духовной стороне монастырской жизни. Заботы о внешнем благоустроении обители, о развитии хозяйства и ремесел не только не уменьшали и не ограничивали забот о
внутреннем духовно-нравственном ее росте, а еще больше усиливали их, так как иноки ясна сознавали, что только
благословение Божие и Его всесильная помощь могут
сделать их труд успешным. Поэтому о. Иерон с братией
стремились прежде всего к благолепию церковной службы и благочестию монашеской жизни. Введенные с первых дней существования Ново-Афонского монастыря
Афонский устав и правила общежительных монастырей
Святой Горы, основанные на полной нестяжательности и
бескорыстии, строго соблюдались братией и содействовали благоустройству внутренней жизни обители.
Благочестивая жизнь новоафонских иноков, их простота и смирение производили неизгладимое впечатление на посетителей монастыря. Один из посетителей
обители так вспоминал о них; "У всех... выражение вдумчивое, серьезно-трудовое, изнутри освященное; у всех
верность своему званию и призванию, преданность своей обители и своему деланию в ней; у всех смирение;
никто ни от какого - даже самого грубого - труда на
пользу обители не отказывается, ибо труд этот унизить
не может..." Всем своим устройством, строгим выполнением богослужебного устава Афонских монастырей, благоговейностью и стройностью церковных служб Ново-Афонская обитель привлекала к себе множество паломников и
посетителей, а местное население учило слову Божию.
Обитель взяла на себя трудную задачу - просвещать молодое поколение абхазов святой православной
верой. В школе, основанной при монастыре, обучались
на полном монастырском содержании 20 абхазских мальчиков, преимущественно сирот. По окончании курса они,
пройдя предварительную подготовку в монастыре, становились псаломщиками и диаконами в абхазских православных деревнях, трудились на миссионерском поприще. Многие абхазы, взрослые и дети, приняли святое крещение в Ново-Афонском монастыре; сохранились их имена и имена восприемников.
Помимо содержания шкалы, монастырь вел обширную благотворительную деятельность: бесплатно рассылались в большом количестве иконы, книги, брошюры,
листки религиозно-нравственного содержания, их же
получали в напутствие паломники и посетители обители.
Паломники, посещавшие Ново-Афонский монастырь,
пользовались безмездно помещением и пищей. Неимущих паломников даже снабжали деньгами на обратную
дорогу и одеждой. Несмотря на скудость материальных
средств, оказывалась помощь всем нуждающимся местным жителям, медицинская помощь бедным. Местные
жители ходили в монастырь на заработки, монастырь
никому не отказывал в работе. Число рабочих иногда
доходило до 2000 ежедневно. Бедным абхазским приходам передавались церковная утварь и облачения.
Принимая паломников и помогая нуждающимся, просвещая местных жителей светом Христовым, Ново-АФонский Симоно-Кананитский монастырь был прибежищем
для всех ищущих мира и душевного спасения.