"Энергичная, крайне полезная деятельность афонских иноков не только вызывает изумление и сочувствие к их предприятию, но и указывает на ту громадную пользу, которой от них следует ожидать для края, нуждающегося в просвещении христианскою религиею и в примерах заселения людьми трудолюбивыми, самой строгой жизни и предприимчивыми на благо и пользу ближнего", - писал начальник Сухумского военного отдела Великому Князю Наместнику, испрашивая ходатайства Его Императорского Высочества о Высочайшем утверждении Ново-Афонского монастыря. 8 декабря 1879 года последовало утверждение Государем Императором прав Ново-Афонского Симоно-Канонитского монастыря, о котором обитель была извещена следующим указом Кавказского Наместника.
НАСТОЯТЕЛЬ И БРАТИЯ НОВО-АФОНСКОГО
СИМОНО-КАНОНИТСКОГО МОНАСТЫРЯ!
Государь Император, по всеподданейшому докладу Обер-Прокурора Святейшего Синода, согласно определению Святейшего Синода, в 8 день декабря 1879 гола, Высочайше соизволил на учреждение устроенного с моего разрешения в Сухумском отделе мужского монастыря на следующих основаниях:
1. Новоучреждённая обитель открывается под именем Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря и как отрасль Афонского Пантелеимонова монастыря, соблюдает, подобно Патнелеимонову монастырю, общеживительный устав Афонских монастырей.
2. Обитель эта, на одинаковом основании с находящимися в Росии греческими монастырями: Никольским в Москве, Екатерининским в Киеве и Молдавским Ново-Нямецким в Бессарабии, подлежит в отношении поведения ее братии наблюдению местного епархиального начальства и Святейшего Синода, а в отношении внутреннего ее строя и хозяйственной части, состоя в зависимости от Пантелеймонова монастыря, действует по указанию и по распоряжению последнего.
3. Настоятель новой обители назначается на первый раз по избранию афонского Пантелеймонова монастыря из русского ее братства, а на последующее время настоятель сей обители избирается братиею ее с согласия пантелеймонова монастыря из братий той или другой обители и об избранных представляется каждый раз на утверждение Святейшего Синода.
4. В новообразуемой обители иметь монашествующих на первый раз до 50 человек, а впоследствии, когда по нуждам и для распространения просветительной деятельности сей обители в крае окажется необходимым и по средствам монастыря будет возможно, число монашествующих в ней может быть увеличиваемо по мере надобности и средств обители, без испрошения особых каждый раз разрешений на то.
5. Монашествующая братия в состав новой обители определяется Пантелеймоновским монастырём исключительно из русского его братства.
6. Назначенные для сей цели из Пантелеймонова монастыря в новую обитель монашествующие лица снабжаются видами проезда посольством в Константинополе без предварительных о сём сношений с Святейшим Синодом, с ручательством посольства о их личности, правоспособности и благонадёжности к предназначенному им служению. Применительно к сему посольство снабжает паспортами на проезд и монашествующих лиц, временно командируемых по монастырским надобностям из Пантелеймонова монастыря в новую обитель.
7. Если кто-либо из братии новой обители окажется, по неблагонадёжности, недостойным его звания, то таковой, по сношению настоятеля обители с Пантелеймоновским монастырём или по распоряжению местного епархиального начальства, немедленно удаляется из обители. В соответствии сему в обитель эту отнюдь не допускаются ни те лица, которые подвергнуться епархиальным начальством монастырскому подналичию, ни те, которые приговором светского суда присуждается к заключению или епитимии в монастыре.
8. Как земля, предназначенная мною для обеспечения содержания новой обители и школы при ней, так ныне движимые и недвижимые имущества и денежные капиталы, какие в пользу её могут быть завещаемые и жертвуемы или приобретаемы русским братством Пантелеиманова монастыря, независимо от монастырских
средств сего последнего, должны составлять неотъемлемое достояние этой обители и не могут ни в каком случае ни требоваться, ни обращаться и отчуждаться во
владение и собственность Пантелеимонова монастыря.
9. В случае смутных обстоятельств на востоке и невозможности дальнейшего пребывания на Афоне, братство Пантелеимонова монастыря получает убежище в
новой обители, как отрасли сего монастыря, обязанной
своим началом и образованием усердию его братства, и
в таком случае настоятель Пантелеимонова монастыря
вступает с разрешения Святейшего Синода в управление
этою обителию, подчиняясь духовному в Империи начальству, на одинаковом с русскими монастырями основании, а настоятель сей последней делается его наместником.
10. Навообразуемая обитель обязывается не производить сборов подаяний по книгам и не испрашивать от
правительства ни пособий, ни жалованья из казны
О таковом Высочайшем соизволении объявляя вам,
настоятель и братия Ново-Афонского Симоно-Кананитскога монастыря, призываю благословение Божие на
предстоящий вам подвиг. Да процветает новоучрежденная обитель в тишине и мире на берегах Абхазии и да послужит она местному населению примером жизни мирной и труженической, образцом человеколюбия, кротости
и терпения! Да воспитает школа, устроенная при обители, в молодом поколении привычку к полезному труду
и любовь к знанию, необходимому для земледельца!
Получив законные права, обитель стала быстро благоукрашаться и строиться, развивалось разностороннее
же хозяйство и просветительная деятельность, углублялись духовные стороны ее жизни.