Мысль об устройстве новой обители принадлежала Игумену Русского на Афоне Свяеого-Пантелеимонова монастыря архимандриту Макарию и духовнику иеросхимонаху Иеронину. Предвидя возможность невзгод и бедствий для своего монастыря, опасаясь разногласий с греческим духовенством и войны с Турцией, афонские старцы хотели иметь прежде всего убежище в безопасном месте, поставить себе под покровительство российского правительства и Государя Императора . Кроме того, афонские иноки желали служить на пользу и благо для края, который приютил бы их, способствуя своими трудами и всем строем благочестивой монастырской жизни культурному просвещению этого края и душевному спасению его жителей.
Афонским инокам посодействовал русский посол в Константинополе граф Н. П. Игнатьев. 8 февраля 1875 года он обратился к наместнику Кавказа Великому Князю Михаилу с письмом, в котором изгнал просьбу монахов:
"Иноки русского монастыря просили меня представить Вашему Императору Высочеству их усердное ходатайство о даровании им уголка земли для устранения скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновской обители, на тех же условиях, на каких находиться в Москве Никольский греческий монастырь, принадлежащий Афонскому Иверскому монастырю. Глубина православных убеждений, чистота и строгость жизни и чисто русский дух нашей братии на Афоне служат, мне кажется, ручательством, что и на Кавказе иноки эти будут полезными и ревностными деятелями распространения православия"
Великий Князь Михаил изъявил на устранение новой обители. С его разрешения со Старого Афона в Абхазию по благословению Игумена Пантелеимонова монастыря были посланы иеромонах Арсений с двумя монахами для выбора места для основания обители. Посылая на Кавказ афонских иноков, о. Макарий сделал им наставление "смотреть на дело это не бегло … ибо предстоит выбрать место не на время некое… а на все времена и для целого монашеского поколения, которое должно, - быть оплотом для других мест или же, так слазать, центральным разветвлением монашества.
В соответствии с наставлением старцев посланники со Святой Горы выбрали живописное и плодородное в 20 верстах от Сухума, на развалинах древнего города Анакопии, у реки Псыртсха, где находилась древняя православная святыня - полуразрушенный храм во имя Святого апостола Симона Кананита, построенный в древности благочестивыми абхазскими верующими на месте погребения мученически скончавшегося Апостола. На этом священном для каждого православного месте афонские иноки при помощи Божией и под покровом Божией Матери решили положить основание Ново-Афонской обители, которая послужила бы местом спасения души всем подвизающимся в ней.
Несколько чудесных знамений, предшествовавших основанию Ново-Афонского монастыря,
ясно свидетельствует, что оно было определено свыше и что Господь и Пречистая Его Матерь видимо
пекутся о новой обители, а святой апостол Симон Кананит неотступно охраняет иноков и помогает им Приводим
один из этих знаменательных случаев.
Когда состоялся выбор места под монастырь, начальник Сухумского
отдела генерал-майор Кравченко поручил мировому посреднику майору Чудинову и одному из землемеров указать
афонским доверенным инокам предварительные пункты будущего надела земли под монастырские усадьбы и угодья.
По прибытию этих лиц и иноков на место и по окончании дела их настигла ночь, а потом они расположились
ночевать у бывшего Накопийского старшины Хусейна; но как сакля его не могла вместить всех прибывших лиц,
то один из милиционеров, находившийся у майора Чудинова в качестве вестового. Испросил позволения
переночевать у своего родственника абхазца-мусульманина Асана-Али-Бека-Оглы ,жившего за рекой Псыртсха,
недалеко от берега . Поутру вестовой явился к майору Ччудинову. Будучи очень встревожен, и объяснил что
родственник его, Асан более, хотел подать ему помощь, но Асан, пришедши в себя, объяснил следующее.
Когда он спал, пришел к нему почтенный и величественного вида человек, с палкой в руках и сказал:
"Уходи отсюда со всем домом твоим - это место назначено монахам, они будут жить здесь и молиться Богу".
Когда же Асан стал возражать, заявляя свои законные права на землю, то незнакомец побил его так сильно,
что он и наяву чувствовал боль в боках, а потому и кричал (по догадкам это был Кананит).
Место на котором жил Асан, не входило тогда в черту надела, предполагавшегося для нарезки монастырю,
а потом и сновидению этому никто особого значения не придавал. Но после турецкой войны 1877-78 годов,
когда последовало распоряжение со стороны кавказского народного управления о нарезки монастырю особого
поземельного участка, тогда оправдалось сновидение Асана. Все места, бывшие прежде под усадьбами Асана и его соседей, отошли в пользование монастыря, так как Асан и его соседи бежали в Турцию.
Место для монастыря было выбрано 6 сентября 1875 года, а 27 ноября последовало распоряжение Его Императорского Величества об отводе 327 десятин земли, передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита и башни ,оставшейся от времен генуэзцев , о предоставлении братии право на ловлю рыб в реке Псыртсха , об отводе 100 десятин строевого и такого же количества дровяного леса . Вскоре монастырю был отведен еще особый земельный участок для содержания братии и хозяйственных работ . Угодья были утверждены за монастырем с наименованием его Ново-Афонский Симоно - Кананитским . По имени монастыря все это место было названо НОВЫМ-АФОНОМ; название это утвердилось как свидетельство о тесной связи , неразрывном союзе двух обителей .