Обширное монастырское строительство, содержание братии обители (ее число к 1912 году достигло 600 человек) и монастырской школы, многочисленных паломников, посетителей и рабочих, благотворительная деятельность монастыря требовала огромных расходов. Новая обитель основывалась и начинала строительство на средства Старо-Афонского Пантелеимонова монастыря, но постепенно помощь его стала уменьшаться.
Ново-Афонский монастырь не имел пособия из казны и
не пользовался правом сбора пожертвований по сборным книгам. Помимо хозяйственной деятельности братии, источник необходимых материальных средств составляли доходы Петербургского подворья, основанного
Ново-Афонским монастырем на пожертвованной ему
земле, и пожертвования православных благотворителей
и благодетелей Главным ктитором обители, своим величайшим благодетелем новоафонские монахи почитали
Его Императорское Высочество Великого Князя Михаила Николаевича. Благоустройством, достигнутым за
короткое время своего существования, монастырь был
обязан покровительству и вниманию Его Величества
Государя Императора Александра 111. Государь Император и члены Августейшей Семьи неоднократно присылали щедрые пожертвования в монастырь, а в 1888
году удостоили его Высочайшим посещением и приняли
участие в закладке собора Святого великомученика Пантелеимона. Средства на содержания монастыря братия
получала также от своей хозяйственной деятельности:
садоводства, скотоводства, огородничества, рыболовства,
пчеловодства, виноделия, маслоделия. "Царством кипучего, огромного труда" назвал Ново-Афонский монастырь один из его посетителей. Удивительное
трудолюбие братии обители учило местных жителей, как
нужно пользоваться дарами природы их края.
Угодья монастыря к 1898 году составляли 3899 десятин и 1049 десятин надела Пицундского скита и состояли большей частью из крутых каменистых гор и зарослей кустарника. Расчистив заросли по обеим берегам Псыртсхи, монахи устроили огороды, где сажали овощи
круглый год. О. Иерон особенно большое внимание уделял
оздоровлению местности, прилегающей к обители, где
почвенные воды, застаиваясь, образовывали болота, вызывавшие малярию и другие болезни. По плану о. Иерона
и под его руководством была устроена каменная плотина
через Псыртсху, которая дала возможность предупредить наводнения и застой воды, устроить систему прудов, таким образом оздоровив местность.
Иноки посадили фруктовые сады, плодовые питомники, сад южных растений, виноградные плантации, масличные рощи. Раздавая местным жителям саженцы,
выращенные в питомниках, монастырь способствовал
разведению лучших сортов плодовых деревьев. Обитель
имела хозяйственные хутора и пастбища в горах, покосы, пасеки, посевы пшеницы, овса, ячменя, кукурузы. В
Вакинской губернии находились рыбные промыслы с
хозяйственными помещениями и келиями; были открыты монастырские подворья в Петербурге, Одессе, Новороссийске, Туапсе.
Невероятно быстро сооружались хозяйственные постройке. При монастыре находились многочисленные
мастерские с помещениями для рабочих и келиями: портняжная, сапожная, малярная, столярная, токарная, слесарная, кузнечная, медничная, литейная, свечной завод.
Иноки сами выжигали известь для нужд строительства,
изготовляли черепицу для кровель, трубы для водопровода; во все здания провели воду. Были устроены квасоварня, винодельня, продовольственные склады. В нагорном монастыре размещались просфорня, библиотека,
иконописная, позолотная, переплетная, часовая мастерские, при монастыре были построены больницы аптека.
Все нужные продукты, дрова, строительные материалы развозились по монастырю по узкоколейной желез-
ной дороге, проходящей от пристани и соединяющей хозяйственные учреждения обители мельницу, хлебопекарню, лесопильню, каменоломню, кирпичный завод Для подъема строительных материалов на Иверскую гору к
строящемуся храму была проведена канатная дорога на
электрической тяге. Электричеством, вырабатываемым
гидроэлектростанцией на Псыртцхе, освещались все здания монастыря и приводились в движение моторы в мастерских и на мельнице. В монастыре была проведена телефонная связь.
Удобные экипажные дороги соединяла здания нижнего и нагорного монастыря с пристанью и с гостиницами
и странноприимницами, в которых помещались приезжающие в Новый Афон паломники.