В конце кораллитовой галереи
ход раздваивается. Налево широким
подземным проспектом протянулся
грандиозный коридор "Аюхаа", а
вправо наверх ступеньки лестницы
ведут к залам "Апсар" и зал имени Гиви Смыр.
Вот ступеньки кончаются. Нависший
над тропой большой кусок скалы
образует как бы ворота. Кажется, что
он отрывается от монолита и его неминуемое падение сдерживается
только подставленными снизу бетонными столбами. Однако эта глыба зависла над ходом в незапамятные времена и не падает, хотя совершенно
непонятно, на чем она держалась до
возведения опор.
За этими своеобразными воротами вновь открывается необъятное
пространство - зал "Апсар".
Ощущение торжественности охватывает здесь посетителя: от просторного, почти круглого по форме дна
зала, заваленного глыбами, вверх
поднимаются светло-серые отвесные
стены. Вот они начинают изгибаться,
наклоняться внутрь и где-то там, на
невообразимой высоте, сходятся в
колоссальный, теряющийся во мгле
купол.
Зал "Апсар" - самый высокий в
новоафонской пещере, его высота -
до 70 метров. При хорошем освещении можно увидеть, что каменный
свод испещрен множеством отверстий, среди которых и обычные тектонические трещины, и странные
темные дыры овальной, почти круглой формы. Это вскрытые древними
обвалами жерла карстовых колодцев, так называемые "органные
трубы" - нижняя часть карстовых систем, через которые вода и воздух с
поверхности попадают в пещеру.
Есть в зале "Апсар" и натечные
образования: крупные сталагмиты на
глыбах, со стен свисают каменные
сталактитовые "сосульки". Но здесь
они не смотрятся, пропадают на фоне
объемов гигантской полости.
В зале "Апсар" обитают летучие
мыши. Сравнительно низкая влажность воздуха и умеренная температура создают для рукокрылых благоприятные условия для зимовки, а
"органные трубы", вполне возможно,
являются кратчайшей дорогой на поверхность. Когда-то здесь были большие колонии летучих мышей, обнаружены следы их пребывания.
В южной части зала "Апсар"
равномерный "бег по кругу" его стен
нарушается. Здесь скалы раздвигаются и уступают место небольшому, но очень красивому залу "Сухуми".
Пол зала - кремового цвета застывшая волна известняка, выплеснувшаяся из "органной трубы" под самым сводом. Этот чуть шероховатый
наклонный пол причудливо разукрашен сталагмитами. В самом верху
расположилось два сталагмита-
близнеца, тонкие, с неровной волнистой поверхностью, они вытянулись
на двухметровую высоту. Есть здесь
и приземистые матово-белые толстенькие крепыши - сталагмиты с
плоскими, похожими на блюдечки
вершинками. Капли воды, мёрно
стучащие по ним, разбиваются вдребезги, но остаются в блюдечке. Самое заметное украшение зала - великолепная каменная медуза. Она
удобно расположилась в самой середине каменного потолка, ухватившись цепкими кальцитовыми щупальцами за лежащий под ней обломок скалы.
Невелик, но красив зал имени Гиви Смыр.
Есть у него и еще одно любопытное
свойство: он расположен выше всех
других залов пещеры.
В течение нескольких лет в залах
"Апсар" и имени Гиви Смыр работают ученые, поэтому экскурсии сюда не проводятся.