Туристическая тропа проходит над
мрачной впадиной, упирается в ее северную стену и начинает петлять,
"завязываться узелками" за огромные глыбы и исполинские скальные
колонны -остатки обвалов,потрясавших пещеру в незапамятные вре-
мена. Словно чувствуя свою несокрушимую мощь, скалы широко развернули свои плечи - уступы,
окружили со
всех сторон тропу, и, чтобы пройти,
туристам приходится здесь слегка
потесниться, а то и пригнуться.
Но вот стены раздвигаются, дорожка выходит на смотровую площадку, прилепившуюся к суровым
склонам. Справа стена, а слева ...
Слева необъятной черной бездной
раскрывается широкий зев зала "Нарта". Огромный каменный мешок покрыт могучими глиняными пластами.
Он очень интересен, этот зал. В самой нижней его точке, на
отметке 36 метров над уровнем моря,
находится третье, последнее "живое" озеро пещеры.
В слегка замутненной глинистыми частицами воде озера уютно чувствуют себя колонии полупрозрачных
рачков, самые большие из которых
вырастают до двух сантиметров в
длину. В трещинах глиняного пола водится занятное насекомое - жук трехус. По внешнему виду его не отличишь от земных собратьев, обитающих на поверхности: те же коричневые хитиновые крылышки, столько же лапок и усов. И только при внимательном изучении выясняется, что у пещерного новоафонского трехуса
нет глаз! За миллионы лет эти шестиногие отказались от привычки
разглядывать свой обед (микроорганизмы, которыми они питаются) -
смотри, не смотри, все равно в
пещере темно, не видно. Много этих
насекомых в зале "Нарта". Приподнимешь пласт подсохшей глины -
обязательно выскочит оттуда потревоженный жучок. Наводнений эти
постоянные жители пещеры не
боятся, убегая от них вверх по склонам. Да и плавать они умеют неплохо.
Паводки в этом зале тоже необычны: не только озеро поднимается
из черных глубин, но вода проникает
в зал и из отверстий в северной
стене.
Внешне зал "Нарта" эффектен
не только своей величиной. На южной его стене четкими контурами те-
ней очерчены чеканные профили гигантов, тысячелетия наблюдающих
недвижным взором скупые события
медленных эпох пещерной истории.
Справа вверху - фигура лежащего оленя, самой природой высе-
ченная из цельной скалы. Трудно поверить, что резец мастера на касался этой скульптуры. Глядя на оленя,
чувствуешь неодолимую силу тяжелого каменного зверя, уверенность и
спокойствие в горделивом развороте
его головы. Словно исполинское Серебряное Копытце, только что исторгнувший из грубого камня горы самоцветов,прилег олень отдохнуть.
Гротом "Олень" заканчивается
нижняя, спартански простая, суровая
часть Новоафонской пещеры. Ход повышается, и вот уже со всех сторон
вас окружают необыкновенные цветные пещерные камни.