Застолье у абхазов начинается и
кончается обрядом омовения рук, которое является одним из традиционных
элементов церемониала гостеприимства. Казалось бы, что может быть проще,
но это не совсем так, в чем убеждает нас следующее краткое описание. Кто-нибудь из молодых членов семьи,
обычно, дочь или невестка хозяина, берет в одну руку кувшин с водой, а в
другой – держит мыло, чистое полотенце перекинуто через плечо (его подает
иногда другая девочка), и подходит к гостю. Все встают. Между почетным
посетителем и старшим в доме происходит сцена, во время которой они
приглашают друг друга совершить омовение первым. «Помой руки, да приму на
себя твои беды!» – просит хозяин, на что другой отвечает: «Как можно
раньше тебя, ты – хозяин!» Подобные взаимные излияния повторяются
неоднократно, и, наконец, хозяин (или другой старейший местный житель),
уступая обычаю, начинает омовение. При этом он стоит, если не очень стар,
в знак ответного уважения к вставшему гостю, несмотря на то, что последний
не упустит своей обязанности и вежливо пригласит его совершить указанную
процедуру сидя. Когда очередь доходит до гостя, который всегда должен быть
первым после старшего из хозяев, он снова отказывается от омовения, пока
не сядет на свое место старший, только что помывший руки. Если сам гость
не стар и уже в достаточной мере проявил внимание к старшему, юму в конце
концов удается уговорить его. Но может быть, что последний, желая в свою
очередь выразить свое высокое почтение к гостю, решительно отказывается
выполнить его просьбу. Такой церемониально-дружелюбный диалог грозит
затянуться на несколько минут, если не более, но он почти неизбежен. После
того, как оба помыли руки, они могут занять свои места за столом, помня о
том, что пока столь уважаемые люди находятся на ногах, остальные не могут
позволить себе совершить омовение. Следует еще иметь в виду, что все это,
хотя и в более сокращенной форме, повторяются между остальными
присутствующими, которые приглашаются к столу и ждут своей очереди. Ввиду
продолжительности всей этой церемонии стынет накрытый стол, люди устают от
стояния, особенно девушка, поливающая воду. но обычаю нет никакого дела до
всего этого: традиция важнее, чем самый вкусный горячий обед или утомление
обслуживающего персонала.
Немаловажное значение придается также и тому, кто какое место по праву
должен занимать за столом и кто с кем рядом может быть посажен. При этом
исходят главным образом из того, что младшие из уважения к старшим не
должны садиться с ними рядом, а подальше, на почтительном расстоянии от
них. Учитываются, однако не только возраст, но и родственные отношения.
Например, сын не должен сидеть рядом с отцом, зять – с тестем, племянник –
с дядей по линии матери и т. д. Старейший из хозяев занимает самое
почетное место в «головной» части стола, то есть место, наиболее удаленное
от входа в помещение, справа и слева от него – гости, старшие соседи,
размещенные по старшинству, а в «хвостовой» части, то есть ближе к двери,
располагаются остальные. В былые времена женщины-хозяйки, за исключением
представительниц с «высшего» сословия, не садились с мужчинами за стол,
они ели позже, где-нибудь в незаметном уголке или в другом помещении,
довольствуясь остатками трапезы. Но сейчас это положение меняется. Из почтения к гостю младшие хозяева –
младшие братья или сыновья главы семьи – не садятся за стол, они должны
обслуживать застолье, особенно если с гостем уже сидят отец и другие
старшие сородичи и соседи. Они сядут, (также по старшинству) лишь тогда,
когда все подано, и гости немного закусили, а главный из присутствующих
гостей в традиционной форме достаточно настойчиво пригласил их к столу.
Однако и в том случае последуют вежливые отклонения приглашений,
благодарственные поклоны, переговоры и пр. При всем том, по крайней мере
один из младших членов семьи, принимающий гостя, проведет весь вечер на
ногах, если даже это и не связано с обслуживанием застолья. За столом один
за другим следуют тосты в честь гостей и хозяев (о застольном этикете,
включая заздравные тосты, еще будет сказано ниже). Но и женщины вовсе не совсем
изолированы от общения с гостями. Если вы поднимете тост за какую-нибудь
из присутствующих девиц или женщин, она обязательно пьет в благодарность,
а вы должны взять со стола кусочек мяса, сыра или чего-нибудь еще и подать
ей. Принимая от вас кусок, она обычно делает благодарственное мановение
правой рукой. Иногда к шумному, несколько опьяневшему столу чинно подойдет
пришедшая из амацурты старуха-хозяйка. Тотчас поднимается тост за её
здоровье, она с достоинством отвечает, выпивает рюмку водки или бокал вина
и садится за стол, принимая участие в общей беседе, но сама ничего не
кушая. Все это без особых изменений наблюдается по сей день. Когда гость накормлен и напоен, ему
готовят лучшую в доме постель. В старину хозяйская дочка или жена омывала
гостю ноги и помогала снимать одежду. Это был, конечно, унизительный для
женщин обычай. Теперь обычай этот, конечно, упростился, но все же
раздеваетесь и ложитесь вы в присутствии женщин, которые, пробыв в комнате
еще некоторое время, посмеются между собой, поправят на вас одеяло, слегка
пригасят лампу и, наконец, выйдут, пожелав вам спокойной ночи. Как было уже отмечено, жизнь и
достоинство гостя защищаются и оберегаются хозяином и всей его родственной
группой. Оскорбление гостя равносильно оскорблению его самого, причем по
отношению к гостю все жители данного поселка тоже считаются как бы
хозяевами. В частности, они встречают и приветствуют гостя в доме словами
«Добро пожаловать!» (Бзиала уаабеит!) точно так же, как если бы он
находился в их собственном доме.
Если говорить о старинной традиции, человек мог жить в гостях сколько ему
угодно и даже, как рассказывают, не права уехать до тех пор, пока хозяин
не преподнесет ему публично подобающих подарков – оружие, лошадь и пр., а
также все, что ему понравится в доме. С этим было связано происхождение
старинной поговорки: «Приход гостя – его дело, уход же – дело хозяина».
Когда гость покидает гостеприимный
дом, все выходят. С ним во двор. Молодежь поддерживает стремя, если он Приехал верхом, а он садится на лошадь,
обернувшись лицом дому Хорошо, если гость перед отъездом покажет свое
искусство в верховой езде и оставит на память следы копыт своего коня на
зеленой лужайке перед домом. Ни один абхаз не покинет пределы
гостеприимного двора, не сказав напоследок «Абзиаразы», то есть «Всего
хорошего» или «До следующей благополучной встречи». Того же самого e6елают
ему в ответ. В прошлом хозяин провожал гостя до границ общины и даже
далее. Могло, однако, быть и так, что гость был принят неважно, зато
провожали его самым усердным образом, О чем говорится в меткой пословице:
”Плохой хозяин далеко провожает”.
По верованиям абхазов, даже высшие силы не могли нарушать правил
гостеприимства. Выражения: «Ты – гость своего создателя» (Узшаз уисасуп),
«Ты гость бога» (Анцва уисасуп) показывают, согласно старым понятиям, что
даже бог не в состоянии преступить закона гостеприимства, и он никому не
может позволить тронуть того человека, который отдался его покровительству
наиболее чтившихся капищ и святилищ абхазских богов. Традиции и обычаи выступали
регуляторами взаимоотношений между людьми даже при чрезвычайных
обстоятельствах, которые служили своего рода проверочными экзаменами
стойкости и положительного значения традиций. Даже такой жесткий закон
обычая, как кровная месть, не освобождал от обязанности уважительного
отношения к человеку, особенно к гостю, а также к пострадавшему и
униженному, чтобы максимально пощадить его оскорбленное самолюбие, лишний
раз не задеть его человеческого достоинства. «Врага убей по совести
(по-человечески)»,– гласит абхазская пословица. Вековой традицией были
четко определены принципы взаимоотношений между противоборствующими
сторонами, победителями и поверженными, включая грубо нарушивших традицию
гостей. Враги должны были также придерживаться некоторых Обязательных
неписаных правил. Так, если обидчик где-нибудь случайно встречал
обиженного, то он не мог первым напасть, а вправе был только обороняться,
обязан был уступать ему дорогу, а в людных местах или в доме у
постороннего должен был тотчас же уходить, как только покажется обиженный.
При встрече врагов право первого выстрела принадлежало обиженному, причем
убийца был обязан привести в порядок убитого,. накрыть его буркой,
сообщить родственникам вовремя о его судьбе, чтобы уберечь труп от зверей
и т. п. Противнику мстили явно и тайно, как позволяли обстоятельства. Но
убийство из-за угла считалось недостойным. Имело значение и употребляемое
оружие. например, убийство палкою считалось для родственников битого более
тяжким оскорблением, нежели убийство огнестрельным оружием, кинжалом или
саблей. Более того, если противник не был готов к отражению нападения, в
частности, застигнут врасплох невооруженным, стрелять в него не
полагалось. Гостеприимство нашло
широкое отражение в абхазском фольклоре.
Древний закон гостеприимства получает
дальнейшее развитие в новых условиях. 123