Для приема гостей в старину строился
специальный дом во дворе под названием «асасааирта», то есть «место, куда
приходят гости». И теперь гостя принимают в лучшем помещении, специально
отведенном для него, сохраняющем свое старое название – асасааирта. Обычно
теперь асасааиртой служит зал так называемого «большого дома». Гостя приглашают войти в этот дом. Но
кто же должен «идти впереди» (апхьагылара), кому принадлежит право первым
переступить порог? Несмотря на то, что обычаем зтот вопрос давно решен в
пользу старшего хозяина, последний "никак не спешит воспользоваться своим
правом, вежливо уступая дорогу посетителю. И тут начинаются грозящие
затянуться взаимные уговоры и приглашения (унеи-снеи). - Проходи, да приму
я на себя твои беды! (Унеи, уххь згеит!),– говорит хозяин. - Как это
можно! Ты хозяин – тебе и идти первым! – отвечает тот. В разных вариациях это повторяется
несколько раз, и, наконец, глава семьи, а за ним и главный гость, входят в
дом. Следующие за ними проделывают то же самое, с учетом близости родства
(например, материнская родня пользуется особым почетом, независимо от
возраста) и старшинства (еибарпшны), но уже без излишних церемоний. Гостя усаживают на почетном месте,
тогда как сами хозяева, в том числе иногда даже глава семьи, садятся не
сразу – ведь даже патриарх рода будет стараться присесть не раньше, чем
это сделает гость, а члены семьи помоложе, несмотря на уговоры посетителя,
продолжают стоять. Это стояние перед гостем, как и вставание при появлении
каждого взрослого постороннего человека (ахацгылара), считается признаком
глубокого уважения к нему. Согласно
абхазским традиционным правилам поведения, не встать, когда заходит
человек, значит проявить к нему неуважение и даже в известном смысле
оскорбить его. Причем встают как хозяева, так и гости при каждом появлении
человека, если даже последний был уже здесь и только что вышел. Когда
заходит кто-нибудь из своих молодых людей, старший не обязан вставать. Но
если присутствует при этом гость, стоя встретивший появление молодого
человека, то и старик приподнимается с места – не столько для молодого,
сколько из-за того, что хозяин не должен сидеть, пока не сел гость. Изысканный прием, оказываемый гостю,
имеет самые разнообразные проявления. С момента прихода гостя и вплоть до
прощальных минут, как бы долго это ни длилось – день, два или больше,– он
должен находиться – особенно если речь идет о важном госте из дальних мест
(асасдахь) – в центре внимания всего семейного коллектива, а частично
также их ближайших родственников и соседей, которые по этому случаю также
откладывают в сторону свои дела. Нередко приглашают почетных соседей,
чтобы посидели с гостем и развлекали его приятными беседами, оказывая ему
почести; тут же с ним находятся и старшие члены семьи. Женщины и молодежь
готовят в кухне угощение, приём если в честь гостя режут кур, козла,
барана и пр., то должно быть сделано незаметным для него образом, чтобы
он, действуя в свою очередь согласно обычаю, не стал бы уговаривать их не
утруждать себя. В доме, где
остановился гость, должен царить порядок; говорят без нервозности,
пререканий, стараются ходить потише, не топая ногами. Не допускаются также
неуместные шалости и игры молодежи и детей, присутствие которых, как и
женщин, там, где находятся старшие, вовсе не обязательно. Лучшее место за
столом и просто во время отдыха, Лучшая пища, лучшая постель – все это для
гостя. Если последний приехал на коне, то он может не беспокоиться о нем –
все, что надо, не упустят сделать хозяева: расседлают лошадь, накормят,
напоят и отведут на огороженное пастбище, а зимой будут содержать в
специальном помещении. Одна из
главных обязанностей хозяина, принявшего гостя,– это защита его жизни,
чести и имущества от посягательств со стороны кого бы то ни было, иногда
даже с риском для собственной жизни. Если даже гость, злоупотребляя своими
<<неограниченными правами>>, позволяет себе лишнее в некоторых
своих словах и действиях, хозяева должны относиться ко всему этому с
максимальной снисходительностью и терпеливостью. Но такие случаи весьма
редки, и, как правило, отношения гостя и хозяев отличаются взаимным
уважением и деликатностью. При этом не принято расспрашивать гостя, Откуда
и куда он Держит путь, каковы цели его путешествия. Такой «допрос»
считается неуместным и неделикатным любопытством. В глазах горца нет такой услуги,
которая могла бы унизить хозяина перед гостем, сколько бы ни было велико
расстояние их общественного положения. Звание тут не принимается в расчет,
и только самые малые оттенки означают разницу в приеме более редкого или
почтенного гостя. Главнейшим
элементом ритуала гостеприимства являются все-таки угощение, хлеб-соль
(ачеиджика). Каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для
неожиданных гостей. Так, рачительные хозяйки припрятывают, например,
пшеничную муку, сыр, сладости, фрукты, водку в бутылках, зашитых подчас в
самодельные сетчатые сумочки, а во дворе гуляют куры ревниво оберегаемые
от родных детишек, которые, может быть, давно уже не имели мяса в своем
рационе. От хозяйки не должен отставать и хозяин в сбережении «доли гостя»
( асас иху). На нем лежит обязанность подать Гостю главное блюдо
абхазского стола – мясо и вино. Если вина мало, то в обычные дни его не
пьют, если его нет и вовсе, то покупают или занимают у соседа. Козленка
или другую скотину также редко режут для себя – сберегают для гостей, а
если их нет в хозяйстве, в спешном порядке приобретают где-нибудь на
стороне и режут так, чтобы гостям это было незаметно (во избежание мнимого
или действительного сопротивления со стороны последних), причем
свежеотрубленная голова, которую иногда как бы невзначай показывают гостю,
должна убедить в том, что скотина была зарезана специально в его честь.
Вполне возможно, что гость совсем не ест мяса. Но это не мешает. хозяину
быть довольным собой: он, выполнив высшее требование традиционного
гостеприимства, уже положил на стол перед гостем лопатку и другие наиболее
почетные части убитого животного. Самое лучшее и престижное для обеих
сторон, что может сделать абхаз по случаю прибытия к нему важного гостя,–
это зарезать ему быка. Одним словом, все лучшее, что имеется дома из
продуктов питания, должно быть подано на стол, ибо «то, что укрыто от
гостя, принадлежит дьяволу». Следует заметить, что иной не в меру
щепетильный гость мог не на шутку обидеться, если бы вздумали его угостить
мясом животного, зарезанного пусть и в тот же день, но по другому поводу,
либо в честь предшествовавшего гостя. Немаловажной задачей является и
развлекательная часть гостеприимства. 123