ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ


ГЛАВНАЯ
История христианства в Абхазии

Церковь

Православная Абхазия

Отец Виссарион

Религиозные верования и культы

Ислам

Иудаизм


Ново - Афонский монастырь
Совсем не мое:
  


Абхазская кухня

ОТЕЦ ВИССАРИОН

     УПРАВЛЯЮЩИЙ СУХУМО-АБХАЗСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ИЕРЕЙ ВИССАРИОН (АПЛИА) НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО III-ЕЙ СТЕПЕНИ

   апостол 9 авугста 2002г, решением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II "за усердие и пастырский труд" и в связи с 55-летием со дня рождения управляющий Сухумо-Абхазской Епархией Виссарион (Аплиаа) награжден орденом Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского третьей степени Церемония вручения состоялась по завершении богослужения в честь Дня Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона в Ново-Афонском монастыре. Орден вручил референт Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Николай Державин.

    "Двенадцать лет назад Вы приняли благодать священства. Минувшие годы были очень непростыми для Вас и для всех жителей Абхазии. Многое довелось сделать за эти 12 лет, но всегда и во всем Вы являлись примером верности своему призванию и долгу. На Ваши плечи легла забота о всех приходах Сухумо - Абхазской Епархии. Плоды Ваших трудов мы видим и ценим", - сказал на церемонии награждения Николай Державин. "Это награда не только моя личная, но и всей православной нашей паствы и Абхазской епархии", - сказал в знак благодарности отец Виссарион. По его словам, все это время было очень сложно, но в Абхазию приезжают многие православные священники из России, "помогая прихожанам духовно окормляться".

    Отец Виссарион (Бассарион Иоаннович Аплиаа) родился в селе Лыхны Гудаутского района в семье крестьянина. Закончил лыхненскую среднюю школу. Рос живым и подвижным мальчиком. Верующим не был, но его влекло в Лыхненскую церковь, посещение которой всегда производило на него глубокое впечатление (в первый раз, попав в нее ребенком, даже упал в обморок). Закончил Сухумский индустриальный, позже - Батумский торговый техникумы, но по полученным там специальностям так и не работал. В годы его, по выражению о. Виссариона, "шальной молодости" он не раз вступал в противоречие с законом, в результате чего не по своей воле оказывался в местах, достаточно отдаленных от родной Абхазии. Ему было уже около тридцати, когда в Чите настоятель одной из церквей показал ему изданный в дореволюционное время служебник на абхазском языке, что пробудило в Виссарионе интерес к христианской литературе и православию. Когда вернулся в родное село, стал одним из активных прихожан Лыхненского храма, затем чтецом в нем на абхазском языке. Настоятель храма русский священник отец Петр стал его главным духовным наставником и вероучителем. Помогая Виссариону постигать Священное Писание, о. Петр в то же время сурово порицал его за нежелание избавиться от некоторых слабостей, в частности курения. Виссариону запомнился такой эпизод. Как-то в Лыхны приехала съемочная группа делавшего тогда еще первые шаги молодого Абхазского телевидения. Тележурналисты хотели взять у него интервью как у первого после многих лет абхазского послушника, но когда Виссарион обратился за благословением к о. Петру, то услышал: "Нашелся тоже - со своей махоркой...". Виссарион несколько дней тогда не выходил из дому, глубоко переживая случившееся, а затем вышел - уже навсегда бросившим курение и укрепившимся в вере. В 1989 г. он был рукоположен в диаконский сан грузинским патриархом Илией II, а в 1990 г рукоположен в священники тогдашним главой Сухумо-Абхазской епархии митрополитом Давидом. Стал вести службы в Сухумском кафедральном соборе. Начало грузино-абхазской войны застало о. Виссариона в Сухуме. В один из самых первых ее дней, во время несения им службы, кафедральный собор был обстрелян (выбоины видны до сих пор). Вернувшись домой в Гудауту, где он живет и сейчас, стал настоятелем Гудаутской церкви. Во время войны крестил десятки и сотни воинов (абхазов, казаков, осетин и других), которые хотели стать православными христианами.

    После завершения войны, возглавил Сухумо-Абхазскую епархию (вначале обратился с этим предложением к о. Петру, но тот ответил, что останется "капитаном своего корабля", имея в виду Лыхненскую церковь).

    В настоящее время управляющий Епархиальным советом Сухумо-Абхазской епархии о. Виссарион осуществляет большую деятельность по возрождению и укреплению в Абхазии православной веры: в республике открываются новые храмы, растет число прихожан, а также молодых священников-абхазов, получивших духовное образование в России; рукоположены в этот сан уже семь абхазов и один русский. Один абхаз учится сейчас в России и один - в Греции.

    Мы присоединяемся ко всем поздравлениям в адрес Главы Православной Абхазии и предлагаем перепечатку публикации об о. Виссарионе из московской "Экспресс газеты" (№22).

    Православные храмы Абхазии остались на прежнем месте. Истинно верующие во Христа не по сектам и молельным домам - молятся у православных икон в церквах, которые окормляет священноиерей Виссарион, управляющий Епархиальным советом Сухумо-Абхазской епархии. Специальный корреспондент "Экспресс газеты" Сергей Снопков повстречался со святым отцом, отметившим на днях юбилей - 55 лет.

    Возлюби врага своего

    Отец Виссарион - персона колоритная. Высокий загорелый, с красноватым лицом от молельных и застольных бдений Длинные седые волосы и такая же борода. Натруженные сильные руки, которые могут одинаково крепко держать литой серебряный крест и автомат Калашникова. Обстановка в Абхазии неспокойная, попахивает очередным военным конфликтом. Но служащий в соборе вот уже 13 лет священноиерей спокойно относится к тревожным вестям с грузино-абхазской границы: - Обычно я с амвона говорю пастве, что люблю врагов своих. Исхожу из желания сделать их другими, чтобы Господь вразумил заблудших на добрые дела и помыслы. Знаешь, в чем основа нашего конфликта с Грузией? Грузины никак не сподобятся признать абхазов равным себе народом. Мол нет такого рода-племени. Но вот же я, вон мои прихожане, вот моя родная страна Апсны. Да, нас очень мало, примерно 300 тысяч всего, но мы - народ, хотят того грузины или не хотят. К слову, о духовных пастырях моего народа. Меня постоянно спрашивают в Москве, насколько сильны мусульманские проявления в Абхазии. Посмотри сам, где ты видишь магометан? И еще. У нас в республике нет епископата. Раньше всей церковной жизнью руководили грузины, но во время войны они бросили свою паству, как покидают в бурном море тонущий корабль. Бог им судья. Только храм и прихожане не могут оставаться без духовного поводыря.

    Виссарион стал им по праву …Церковь сияет от переливов желтого света. Пламя бросает блики на лица молящихся людей, среди которых очень много молодых. Отец Виссарион неторопливо, высоким голосом, нараспев читает молитвы на старославянском, абхазском, армянском и на греческом. - В Писании сказано, что каждый получает благую весть на родном языке В республике ведь не только абхазы живут много русских, армян, греков. Грузины тоже есть, но с войны, которую они нам принесли, мы не молимся по-грузински. Согласен, есть в этом определенный грех. Но пока рано говорить о всепрощении, уж очень свежи в людской памяти ужасы гражданской войны, развязанной грузинскими националистами в нашем цветущем крае.

    Самая короткая молитва - тост Батюшка предлагает поехать с ним в его родное село Лыхны, где находится самый древний храм Абхазии. Это своего рода их Сергиева лавра, центр абхазского православия. По традиции здесь на Пасху собирается руководство республики, накрываются торжественные столы, и разговление идет на полную катушку. Правда, вместо церковного кагора или водки, как это принято в России, праздничная трапеза запивается красным вином, специально заготовленным с осени, - вкуснейший напиток хранится в особых условиях, в отдельных бочках, и к нему категорически запрещено приближаться женщинам.

    Духовный наставник страны Апсны владеет мастерством винопития в совершенстве - говорит мудреные тосты, сыплет притчами и прибаутками, не забывает помянуть ушедших в мир иной и павших на поле брани. Отец Виссарион, даже не будучи тамадой, все равно каждый бокал словно благословляет - идет не просто застолье, а своего рода коллективная молитва. Собственно, любой от души сказанный тост и есть короткое молени. На пару с Александром Евтеевым, командующим миротворческими силами в Абхазии, мы идем вслед за батюшкой в лыхненскую церковь, где он показывает нам древнюю могильную плиту при виде которой становится понятно, что эта страна была христианской еще в то время, когда Русь пребывала в язычестве. На входе отец Виссарион указывает с улыбкой на новую икону где изображен благородный разбойник - по Писанию, он успел перед смертью покаяться в своих грехах. Это подарок священноиерею от московских абхазов.

    - Мы от даров и пожертвований не отказываемся. Республика до сих пор в блокаде. дают прихожане по рублю - и на том спасибо, имущие жертвуют сотни - когда рублей, когда долларов. Причем не только жители Абхазии помогают, но и москвичи, краснодарцы, ростовчане. Не всегда, как президент Владислав Ардзинба, пожертвовавший в мае прошлого года $ 20 000, но участие верующих людей весьма ощутимо. Кстати, на деньги руководителя республики мы отремонтировали кровлю всех церковных помещений в Новом Афоне.

    Отец Абхазии

    До определенного возраста мирянин Бассарион Аплиаа куролесил, не приведи господи. Пришлось ему и за решеткой посидеть. Крестьянский сын из села Лыхны, окончивший здесь же среднюю школу, никогда не был примерным юношей. Но какая-то сила неизменно влекла его к местной церкви, где он в первое свое посещение даже потерял сознание от нахлынувших эмоций. В 30 лет будущий священник прочитал в Чите церковную книгу на абхазском языке и уже навсегда ушел в православие. Вернулся в родное село, стал самым активным прихожанином, церковным чтецом на абхазском языке. В 1989 году его рукоположили в диаконский сан, а через год - в священники. Грузино-абхазская война застала его в Сухуми. Отец Виссарион и под бомбежками-обстрелами побывал, и крестил не одну сотню воевавших на стороне Абхазии бойцов - местных, добровольцев: осетин, русских, казаков. Такой вот необычный священник, которому и военный камуфляж впору. - Случится воина - будем воевать, куда деваться. Словоизлияния официальные лиц Грузии о мире и добрососедстве мало чего стоят. Какой такой христианский мир, если грузинские христиане вначале всеми способами подавляли абхазскую культуру в Абхазии. Затем попытались силой доказать христианским братьям-абхазам их "грузинскую" сущность. Наконец, принялись убеждать в этом местное население, убивая тех, кто не желал называться грузином. Но мы не встанем на колени, разве только для молитвы.

    Единственно о чем жалею, - Москва никак не определит позицию в отношении Абхазии. Конечно, все очень непросто - геополитика, международные дела и прочее. Так ведь нам много не надо - хотя бы поддержку, если не защиту. Не нами сказано, что Москва - третий Рим. В отношениях с которым мы никогда не были чужими - в вере, надеждах и любви.

    "Эхо Абхазии" №34 от 04.08.2002г., 
"Экспресс газета" №22 от 2002г.
__apsny.ru


Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz